Домашний кинотеатр

Современный домашний кинотеатр — многофункциональная аудио-видео система, основная функция которой — воспроизведение видеоизображения на телевизоре большой диагонали или на экране видеопроектора в сопровождении высококачественного многоканального или в некоторых случаях стереозвучания. В домашних системах используется множество различных аудио/видеоисточников, которые подключаются к центральному элементу домашнего кинотеатра — аудио-видео ресиверу или специализированному комплексу процессоров и усилителей (которые обеспечивают теже функции, что и ав-ресивер, но с более высокими параметрами звука), позволяющих получить нужную конфигурацию вашей аудио-видео системы.

Аппаратная часть системы домашнего кинотеатра объединяет в себе функции приема и коммутации аудио/видео сигнала, обработки, декодирования и усиления звуковых сигналов, а также функции управления. К выходным интерфейсам подключаются акустические системы заданной конфигурации и формата. Если домашний кинотеатр собирается с нулевого уровня, то все компоненты системы комплексно подбираются в соответствие с функциональными задачами и требуемом общем техническим уровнем.

Эффект погружения слушателя в центр событий происходящих на экране, в первую очередь обеспечивается специализированным способом записи (на этапе создания и подготовки звуковой дорожки звукорежиссёром) и воспроизведения готовой аудио фонограммы, который с помощью сложных алгоритмов обработки, "обманывает" слух пользователя, создавая реалистичное звуковое поле с движущимися виртуальными источниками звука.
Пионерами в разработке форматов окружающего звучания являются две американские компании, Dolby Laboratories и Digital Theater System, которые и по сей день занимаются созданием форматов звукового сопровождения и внедрением их в профессиональные и домашние аудиосистемы.

Первым звуковым форматом домашнего театра можно считать формат Dolby Pro Logic (DPL), предложенный фирмой Dolby Laboratories в 1988г., в котором, в отличие от обычного двухканального стерео, присутствовали еще два канала - центральный и тыловой. Запись всех каналов осуществлялась на две звуковые дорожки обычного стерео с помощью специальной аппаратуры. Для воспроизведения звука в формате DPL был необходим DPL-процессор.  Центральный канал предназначался, в основном, для диалогов, а тыловой - для создания объемного звучания.  Этот формат записи звука и явился основой для создания первых домашних кинотеатров. Он являлся четырехканальным - кроме стерео сигнала на фронтальные колонки, подавался отдельный сигнал на центр и моно сигнал на две тыловые колонки. Отдельного канала для сабвуфера не было. Основная область его применения - фильмы на видеокассетах.
С этого момента можно считать что началась эра настоящего домашнего кино в профессиональном качестве, теперь кинотеатр мог быть и у вас дома.

С бурным развитием в девяностых годах цифровых технологий, обе компании постоянно разрабатывали и продолжают совершенствовать новые системы окружающего звучания, которые отличаются гораздо более высоким качеством звука, большим количеством каналов и обеспечивали гораздо более реалистичное звуковое поле. За последние 30 лет появились такие форматы как:

Dolby Digital - содержит до 5 полностью независимых каналов объёмного звука в полном частотном диапазоне (от 20 до 20 000 Гц) и один низкочастотный канал. Система Dolby Digital известна также как AC-3 (Audio Codec 3) и представляет собой аудио формат с высокой степенью сжатия данных. С помощью специальной схемы компрессии, поток данных системы Dolby 5.1 может быть преобразован в более экономичный формат, который по итоговому объему данных вполне подходит для домашних носителей информации (DVD, Blu-Ry и.т.д). Таким образом Dolby Digital стал одним из первых цифровых высококачественных форматов окружающего звучания и совершил переворот в области домашнего кино.

Dolby Digital Surround-EX - является усовершенствованной версией системы Dolby Digital. В нем добавлен центральный канал для заднего ряда громкоговорителей. Кроме того, возможно добавление канала для верхних громкоговорителей, расположенных на потолке. (система 6.1)

Dolby TrueHD - может содержать до 14 звуковых каналов, хотя на сегодня в фильмах используется максимум 8 (система 7.1), разрядность до 24 бит с частотой дискретизации 192 кГц.

Dolby Atmos - Технология Dolby Atmos позволяет распределять до 128 звуковых дорожек плюс связанные с ними метаданные пространственного звучания (в частности, данные о местоположении или автоматизации панорамирования). Домашние кинотеатры Dolby Atmos могут быть построены по традиционным схемам 5.1 и 7.1. Для Dolby Atmos номенклатура несколько отличается: система 7.1.4 с Dolby Atmos — это обычная схема 7.1 с четырьмя подвесными колонками или колонками с поддержкой Dolby Atmos. На сегодняшний день является самой совершенной системой окружающего звучания от компании Dolby.

DTS - Является аналогом Dolby Digital, но использует меньшее сжатие цифрового сигнала (позволяет кодировать 5.1-канальный звук с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бита) что очень положительно сказывается на качестве звука.

DTS-ES - Аналог Dolby Digital Surround-EX. Формат с дополнительным центральным тыловым каналом, который благодаря потенциальным возможностям DTS может быть как матричным — DTS ES Matrix 6.1 (центральный тыловой канал кодируется матричным методом в два тыловых канала и восстанавливается при воспроизведении), так и независимым информационно несущим каналом — DTS ES Discrete 6.1 (использует свой большой диапазон частот для создания полностью независимого центрального тылового канала).

DTS-HD Master Audio - Аналог Dolby TrueHD. Поддерживает до 8 каналов окружающего звучания с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бита.

DTS:X - Технология была представлена в январе 2015 года и поначалу предназначалась главным образом для применения в системах ДК. Позднее она была развернута в кинотеатрах, пройдя путь в обратном направлении, если сравнивать с конкурирующим форматом объемного звучания Dolby Atmos, который начал жизнь в коммерческих кинозалах и только потом отправился по домам. DTS:X – это аудиокодек, основанный на обработке звуковых объектов и предназначенный для формирования объемного звука, «который движется в пространстве, как в реальной жизни». Может показаться, что описание очень напоминает Dolby Atmos, и это действительно так. Отличие DTS:X заключается в требованиях к конфигурации колонок. Если для функционирования Dolby Atmos к 5.1- или 7.1-канальному комплекту необходимо добавить дополнительные потолочные АС, то DTS:X вполне хватает стандартного набора, который у вас уже наверняка есть. Впрочем, система поддерживает до 32 позиций колонок и до 11.2 каналов.

Так же, все это время компании успешно развивают форматы которые, позволяют любой стерео сигнал конвертировать в многоканальный, что существенно расширяет возможности использования системы домашнего кинотеатра, просматривая любой контент в многоканальном режиме.

Современная система домашнего кинотеатра является высокотехнологичным универсальным устройством, так как позволяет не только смотреть кино в отличном качестве, но и прослушивать стерео записи, раскрывая всю полноту музыкального материала. Буквально нажатием одной кнопки, путём отключения дополнительных каналов и цепей обработки сигнала, ваша многоканальная система превращается в высококачественную стереосистему, позволяющую прослушивать музыку на аудиофильском уровне.

В идеале лучше уделить кинотеатру отдельную просторную комнату. Однако не всегда можно себе это позволить, поэтому подойдет гостиная (она же «зал»), так как это самая большая комната в доме. Желательно, чтобы пространство не было перегорожено межкомнатными стенами, колоннами или другими крупными отражающими поверхностями.

Если вы планируете создать классический домашний кинотеатр, то лучше отдать предпочтение проекторам, так как они передают большой размер проецируемого изображения. У телевизоров распространённая диагональ — 55–65 дюймов, а у экрана проектора это значение возрастает до 200–300 дюймов. Всё ограничивается только расстоянием от экрана или стены до проектора. Актуальные модели способны работать с изображением в 4K и 8K. Проектор потребует качественного затемнения пространства, подбора экрана или свободной однотонной белой стены. На сегодняшний день и телевизоры достигли весьма немалых размеров, вплоть до 100 дюймов, и это позволяет использовать его вместо видеопроектора, если затемнение в комнате обеспечить проблематично или требуется интенсивное использование устройства. Телевизор — более универсальный вариант, его удобно смотреть вне зависимости от освещения, и намного легче устанавливать. Телевизоры с 4K сейчас распространены, и они значительно дешевле проекторов с равным разрешением.

Достаточно новым решением является лазерный телевизор (проекционный телевизор), который представляет собой короткофокусный лазерный проектор и специальный экран. Проектор устанавливается на небольшом расстоянии от экрана и проецирует на него изображение с высокой четкостью с помощью системы лазерных лучей и линз. В отличие от проектора, у проекционного телевизора фиксированный фокус, рассчитанный на определённый размер экрана. Проекционные телевизоры превосходят большинство проекторов по контрастности и глубине цвета, также их можно смотреть без затемнения пространства, так как экран поглощает внешний свет, и изображение не меркнет. Единственным минусом пожалуй является ограничение диагонали экрана в 120 дюймов, так как оптика короткофокусного проектора не позволяет с малого расстояния развернуть диагонали как у классических проекторов.

В качестве источника контента для домашнего кинотеатра используются Blu-Ray (блюрей) - дисковые плееры, медиа - плееры и любые смарт видеоприставки которые способны выводить многоканальный звук на внешние устройства. Также источником может быть и современный телевизор, так как на сегодняшний день многие модели могут выводить многоканальный звук прямо из приложений установленных на устройстве.

Система домашнего кинотеатра, или стерео система высокого класса выбирается поэтапно. При этом учитывается множество параметров помещения, такие как его объем, материалы отделки, расстановка мебели, внешний вид и другие параметры, связанные с классом и функционалом будущей аудио-видео системы. На этапе ремонтно-отделочных работ необходимо произвести прокладку кабелей и других вспомогательных коммуникаций, которые невозможно будет осуществить после завершения строительных и отделочных работ в помещении.

Наша компания осуществляет полный спектр услуг связанных с проектированием, подбором оборудования и монтажом домашних аудио-видео систем различного класса и бюджета.